Пн. Сен 27th, 2021

 

 

Учёные дали ответ на давно мучивший всех вопрос – почему помидоры и другие овощи за последние полвека потеряли вкус, став «пластиковыми». Оказывается, виновата в этом самая обыкновенная селекция. А также магазины, которые не отмечают на ценниках, какие помидоры сахаристые, а какие нет.

«Помидоры пластиковые из-за генной модификации», — пишет обитатель форума айтишников под ником Курцвейл. Он отчасти прав: авторы вышеописанного исследования подчеркивают, что вкуса томаты лишились не случайно, а из-за селекции, что, по сути, тоже генная модификация. Только безо всяких манипуляций с геномом при помощи молекулярных инструментов, которые мы освоили к началу XXI века.

В конце 90-х норвежские маркетологи отобрали все найденные ими в супермаркетах сорта и разновидности томатов, а затем с помощью добровольцев-дегустаторов оценили их вкусовые качества (такие исследования носят звучное имя sensory studies). Потребителям понравились те сорта, что содержали много сахаров.

Однако на следующем этапе ученые проанализировали спрос (то есть какие помидоры чаще покупают) — и выяснили, что люди отдают предпочтение твердым плодам, вкус которых далек от того, который выбирали дегустаторы в первом исследовании.

Твёрдые плоды хорошо выглядят, и годятся для фаршировки, засола и прочей обработки. Именно для этого их и получали селекционеры. Сахаристые помидоры — вкусные, но мягкие, они легко портятся при перевозке и плохо хранятся.

Селекционеры, естественно, не ставили перед собой цели получить невкусные помидоры. Просто у них были другие приоритеты: высокая урожайность, устойчивость к холодам и засухам. Или вообще логистические «добродетели»: долгий срок хранения и плоды, которые легче переносят транспортировку.

«После Второй мировой войны компании-производители семян просто беспокоились о том, как накормить как можно больше людей», — отмечает один из авторов статьи, профессор Института молекулярной и клеточной биологии Валенсии Антонио Гранелл в комментарии для The Guardian.

Ко второй половине XX века аграрии поняли, что на коммерческий успех овощей и фруктов влияет их красота — и вплотную занялись тем, чтобы те выглядели симметрично, привлекательно и хорошо сохраняли свою форму. Но при этом им также нужно было сохранить их «транспортабельность», которая намного выше у неспелых плодов. Таким образом, аромат и вкус помидоры потеряли просто потому, что выпали из внимания компаний-производителей.

Супермаркеты заполнились сортами, которые хорошо переносят длительную транспортировку и при этом вкусно выглядят. Иными словами, селекция была направлена на то, чтобы плоды становились красными раньше, чем по-настоящему созреют.

Такие сорта получились, опять же, в результате десятилетий селекции. Сейчас же на смену селекции — весьма грубому способу вмешательства в геном — пришли гораздо более точные методы. С их помощью стало возможным получать плоды с почти любыми качествами без потери других.

А пока что исследователи предложили производителям томатов и торговым сетям маркировать свой товар, чтобы покупатели понимали, твердые или сахаристые помидоры они покупают. В результате этого эксперимента потребление томатов в Норвегии увеличилось с примерно пяти до 15-20 килограммов на душу населения в год — оказывается, потребители просто не могли разобраться, какие плоды вкусные.

Источник: olegmakarenko.ru Теги: технологии, продукты
Источник

Поделиться ссылкой:

от Admin